Чуйский тракт — одна из самых живописных дорог мира, по мнению National Geographic в десятке красивейших дорог планеты. Проходя через всю горную часть Алтая, Чуйский тракт собирает вокруг себя, в непосредственной близости множество уникальных достопримечательностей. Красота мест завораживает, природные ландшафты быстро сменяют друг друга, показывая разные климатические зоны Алтая. Манументальные снежные вершины показывают всю мощь природы, каждому путешественнику гарантированы непередаваемые эмоции.

С 1756 года алтайцы вступили в состав Российской империи, чуйский тракт начали активно развивать. Торговый путь в азиатском направлении был выгоден всем, как самим азиатам, так и купцам со стороны Алтая. Но торговый оборот сильно тормозил тот факт, что дороги, в привычном понимании, не было. Была лишь узкая тропа для одиночных лошадей, которая таила в себе множество опасностей, часто загруженные товаром лошади падали с каменистых обрывов в пропасть.

Кроме того, путь занимал недели, путникам не хватало еды для такого длинного пути, не было теплого ночлега. Поэтому русские купцы дальше села Алтайское не ездили, свою небольшую торговлю с монголами вели через теленгитов, которые брали на себя роль посредников.

Первыми кто наладил прямые торговые контакты с монголами и китайцами стали купцы. По их примеру последовали многие и в 19 веке, Кош-Агаче, уже располагались крупные склады товаров, железные изделия и галантерея были очень популярны у китайцев и монголов. Но отсутствие колесной дороги серьезно сдерживало товарооборот между странами, хотя в этом были заинтересованы все в том числе государственные политики.

В конце 19 века государство проводило расчеты стоимости строительства полноценной дороги, но огромные суммы 393 — 560 тысяч рублей отодвигали строительство на более поздний срок.

Наконец, в 1893 году, Томская губерния получает только 45 тысяч рублей и начинает реконструкцию тракта на те средства которые есть, подключаются к реконструкции и местные купцы, которые и до этого своими силами старались поддерживать дорогу, в сносном для передвижения состоянии. Результатом совместной, 19-ти летней работы, стала расширенная дорога для телег к 1902году. На её реконструкцию потратили в сумме 80 тысяч рублей. Товарооборот между странами вырос в 6 раз, но буквально через несколько лет дорога снова разрушилась.

В 1914 году начались колоссальные работы под руководством Шишкова, его цель была определить наиболее оптимальный вариант прохождения Чуйского тракта, либо вдоль Катуни через Майму и Усть-Сему, либо по старому пути через Белокуриху, Чергу, Шебалино и три сложных перевала. В итоге после перерыва из за первой мировой, в 1916 году решили строить дорогу по долине Катуни. Работы начались с большой задержкой — только 1928 году.

Проживающих поблизости (30-50км), силой привлекали на строительство дороги. Главной же рабсилой были заключенные, преимущественно из раскулаченных крестьян, они размещались в лагерях где жили в бараках по 300человек (их безобидно называли командировки). Кормили плохо, мылись раз в месяц. Люди от таких условий постоянно гибли, их зарывали около тракта или же прямо под дорожным полотном.

В общей сложности дорожные работы вели до 12 тысяч заключенных, в течении 3 лет, используя тачку, лопату и кайло, построили 330км шоссе в горной местности. Руководителей строительства тракта позже объявили врагами народа и расстреляли…

В 1950 — 1980 годах Чуйский тракт уже дорога стратегического значения, на её поддержание и реконструкцию выделяют огромные средства и силы, дорога развивается становясь все более безопасней и комфортней.

В настоящее время Чуйский тракт дорога федерального значения, её поддерживают в идеальном состоянии, только проехать по всему тракту — это полноценная, запоминающаяся экскурсия!

Чуйский тракт

Чуйский тракт

Чуйский тракт

Чуйский тракт

Чуйский тракт

Чибит село

Чуйский тракт

Чуйский тракт

Чуйский тракт

Чуйский тракт

Чуйский тракт

Чуйский тракт

Чибит село

Чуйский тракт